Разгаданы причины «зловещей долины»


Зловещая долина - график
«Зловещая долина» (Uncanny Valley) — гипотеза, по которой робот или другой объект, выглядящий или действующий, примерно как человек, вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей (это наблюдение описал японский учёный-робототехник Масахиро Мори в 1970 году).
Изучение этого явления, привело Масахиро Мори к выводу, что создатели роботов не должны пытаться сделать их слишком похожими на человека.

Для выявления причин этого феномена, учёные Калифорнийского университета, решили пронаблюдать реакцию головного мозга на реалистичных андроидов.

Участникам эксперимента были показаны дюжина видео-роликов в трёх различных версиях:
в первой версии, показан андроид Repliee Q2, выполняющий различные действия (кивание головы, поднятие листа бумаги и т.п.)
андроид Repliee Q2
во второй версии видео, те же действия выполняются человеком (прототипом Q2).
в третьей версии, на роликах показан только каркас робота (т.е. без внешнего покрова кожи и волос).

Реакции участников эксперимента отслеживались при помощи магнитно-резонансного томографа.
Реакции отслеживались на МРТ
Как и предсказывалось гипотезой «зловещей долины», первый вариант роликов вызвал наибольшую активность мозга. Причём, наиболее сильные изменения были зафиксированы в теменной доле коры головного мозга (в области, где зрительная зона соединяется с участком, отвечающим за движения). На видео с человеком и каркасом робота – этот участок реагировал почти одинаково и более спокойно.

На основании этих данных, был сделан вывод, что причина отрицательных эмоций при наблюдении за человекоподобным роботом, кроется в проблеме, что мозг не может соотнести наблюдаемый объект и его действия:
мозг фиксирует человеческий облик и ожидает «соответствующие действия» — характер и тип движений, а в реальности наблюдает неестественную мимику и «ломаные» движения.

Т.о. восприятие человека протестует против негармоничного сочетания человеческого облика и «нечеловеческой» мимики и движений.

Ссылки
Your Brain on Androids
Википедия: Зловещая долина
Пугающее человекоподобие: Глубоко в «зловещей долине»

По теме
Исследование привлекательности лиц роботов
Disney Research: быстрые движения роботов хуже воспринимаются человеком


0 комментариев на «“Разгаданы причины «зловещей долины»”»

  1. Видимо по той же причине люди не любят когда у собеседника «каменное лицо». Когда подсознательные механизмы чтения невербальных сигналов и предсказания активности фейлят, человек себя чувствует не в своей тарелке.

Добавить комментарий

Arduino

Что такое Arduino?
Зачем мне Arduino?
Начало работы с Arduino
Для начинающих ардуинщиков
Радиодетали (точка входа для начинающих ардуинщиков)
Первые шаги с Arduino

Разделы

  1. Преимуществ нет, за исключением читабельности: тип bool обычно имеет размер 1 байт, как и uint8_t. Думаю, компилятор в обоих случаях…

  2. Добрый день! Я недавно начал изучать программирование под STM32 и ваши уроки просто бесценны! Хотел узнать зачем использовать переменную типа…

3D-печать AI Arduino Bluetooth CraftDuino DIY Google IDE iRobot Kinect LEGO OpenCV Open Source Python Raspberry Pi RoboCraft ROS swarm ИК автоматизация андроид балансировать бионика версия видео военный датчик дрон интерфейс камера кибервесна манипулятор машинное обучение наше нейронная сеть подводный пылесос работа распознавание робот робототехника светодиод сервомашинка собака управление ходить шаг за шагом шаговый двигатель шилд юмор

OpenCV
Робототехника
Будущее за бионическими роботами?
Нейронная сеть - введение