Минский Авиаремонтный завод начал сборку собственных БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) «Стерх-БМ», которые работают под управлением ОС Linux. В следующем году, завод планирует запустить серийное производство этих беспилотников.
демонстрационное видео — БПЛА «СТЕРХ» — «Минский Авиаремонтный завод»:
http://www.youtube.com/watch?v=eBD6Jveop3w
Данный авиационный комплекс включает в себя передвижной пункт управления (на базе МАЗ), пункт технического обслуживания (в виде прицепа) и, разумеется, сам беспилотник.
Заявленное предназначение беспилотника — мониторинг удаленных участков земной и водной поверхности, а так же буксировка авиационных мишеней.
Управлять аппаратом может как оператор (через радио-канал), так и собственное программное обеспечение (автопилот). В обоих случаях, задействована операционная система Open System UAV на базе Linux. Карты местности подгружаются через Google Maps.
А визуализацию движения БПЛА можно осуществлять даже через Google Earth, указав в программе IP-адрес аппарата:
http://:9080/
Скриншот модуля управления с наземной станции (Ground Control Unit) — интерфейс ввода полётного задания:
Характеристики аппарата
размах крыла - 3.8 м длина фюзеляжа - 3 м максимальная крейсерская скорость - 150 км/ч максимально допустимая скорость буксировки мишени - 200 км/ч дистанция разбега в штиль - 150 м тип двигателя - двухтактный, 20 л.с. (Германия) объем топливного бака - 5 л расход топлива в крейсерском режиме л/час - 5 л масса полезной нагрузки с полным топливным баком - 5 кг максимальный взлетный вес - 65 кг максимальная высота полета - 3000 м время полета - 1 ч Генератор / стартер (выход DC) - 750Вт 12В бортовое питание - 12В
«Стерх-БМ» оборудован бензиновым поршневым двигателем. Он получает данные для полета посредством системы GPS.
… стартовая стоимость беспилотника составляет около 250 тысяч долларов и может достигать полумиллиона долларов в зависимости от комплектации и характеристик.
Зайдём на официальный сайт проекта Open System UAV и посмотрим за что же разработчики хотят такие деньги 😉
Блок-схема модулей беспилотника:
— все модули соединяются между собой через CAN — версия 2.0 A, B -скорость до 1 Mbit/s (используются 4 провода — GND, POWER, CANH, CANL).
Блок-схема модуля автопилота:
Как видим, бортовым вычислителем БПЛА выступает одноплатный компьютер Gumstix Overo FE Computer-on-Module (COM) — на базе процессора ARM Cortex-A8 OMAP3530 (аналогичный процессор стоит на BeagleBoard).
Gumstix, через UART/USB взаимодействует с контроллером-автопилотом на базе STM32 к которому и подключены все остальные модули:
IMU
3-axis MEMS gyroscope (±500°/s, IDG500 + ISZ500, http://invensense.com). 3-axis MEMS accelerometer (±6g, LIS344ALH, http://st.com). 3-axis Magnetometer (HMC5883L, http://honeywell.com).
, сенсоры и датчики, сервомашинки и т.д.
16x Servo drivers (PWM outputs), 2x RPM Sensor inputs (Hall effect sensor), 1-wire interface, TTL UART interface, RS485 interface, RS232 interface, 3x Digital Inputs (timing, level), 5x GPIO.
Gumstix установлен на плате автопилота
На Gumstix-е, разумеется крутится ОС Linux.
В роли GPS-модуля используется u-blox NEO-6Q, который подключается к МК STM32 и выдаёт данные в линию CAN. Используется пассивная встроенная антенна , так как архитектура подразумевает использование нескольких подобных модулей, расположенных в разных частях самолёта.
Для управления беспилотником используется радиомодем — Microhard‘s n920x 900MHz OEM radio modem
Что тут скажешь — BeagleBoard или Raspberry Pi, STM32VLDiscovery или даже Arduino и скоро боевые беспилотники можно будет собирать у себя дома 😉
Ссылки
Сайт проекта Open System UAV
TTX (PDF)
новостные статьи:
Беларусь планирует запустить серийное производство беспилотников
Белоруссия будет производить беспилотники на Кубе