Дарья Радченко (цифровой антрополог, старший научный сотрудник ИОН РАНХиГС) определила по какому принципу люди выбирают имена для своих роботов-пылесосов.
Проведённый анализ записей в социальных медиа (4500 сообщений за период 03.2023 — 04.2024, на 83 онлайн-площадках (Vkontakte (37% сообщений), Telegram (19%), Youtube (17%), порталы отзывов и онлайн-маркетплейсы (3%)) ) показал формирование устойчивых нарративов трансформации семейных связей, в которые, помимо самих людей включаются и нечеловеческие акторы (домашние животные, бытовая техника). При этом, в отношении к этим нечеловеческим акторам, происходит определённая степень «очеловечивания». Люди приписывают им обладание индивидуальностью и эмоциями (антропоморфизм). При этом, возникающий антропоморфизм животных/техники зависит от их поведения (и наличия знаний об их функционировании).
Исследование показало, что зачастую имена роботам-пылесосам присваиваются по принципу «одушевления техники».
Наибольшее количество имен, имеющих четкую мотивировку, являются
производными от функции – 6% («Жорик» — «жрет пыль», «Веня» — от «веник», «Пошатун» — «шатается по квартире», «Шурик» — «шурует по квартире»), звукоподражаниями – 2% («Жужа» — жужжит), или производными от названия или бренда гаджета – 4% («Робби» —
«робот-пылесос», «Мей» или «Ксюша» — от Xiaomi, «Витек» — от бренда Vitek) – иными словами, речь не идет в строгом смысле о поиске индивидуального характера гаджета, это своего рода видовые или родовые названия.
В 4% случаев пылесосу было присвоено имя слуги или раба, обычно
позаимствованное из художественной литературы или кинофильма («Изаура», «Захар», «Добби», «Берримор»).Реже возникают имена «медийных домовых» — 2% («Кузя», «Нафаня»), с которыми ассоциируется бытовая техника.
Особую группу, смежную с предыдущей, составляют «имена-команды», имеющие характер цитат (3%). В этих случаях присваивается имя персонажа, которого в художественном произведении зовут («Захааааар!») или, наоборот, выпускают («Выпускайте Кракена», «Разбуди Ктулху», «Выпускайте Берлагу»).
Нередко (6% от массива) гаджету присваивается имя, характерное для домашнего питомца («Барсик», «Бобик»).
Также пылесосам присваиваются в честь роботов-героев кинематографических и анимационных текстов («R2D2», «Валли»), которые занимают промежуточное положение между машиной и человеком: это искусственные объекты, однако в кинотексте они обладают собственными характерами и испытывают эмоции.
В отдельных случаях гаджету присваивается имя человека, которого хотят символически понизить в статусе (бывший муж или возлюбленный, начальник, политик).
Интересно, что чаще робот-пылесос получает мужское имя (79% имен в массиве – мужские, 19% женские, 2% — нейтральные).
Логика присвоения мужского имени может быть связана с грамматическим родом слов «робот» и «пылесос».
Из интересного, отмечается, что:
- для детей робот-пылесос выступает (наравне с домашними животными) в качестве партнёра по играм,
- люди не только «антропоморфизируют» или «зооморфируют» свой робот-пылесос (предполагая у него свойства живого существа), но даже встраивают его в семейную сеть связей на равных правах с другими акторами.
Статьи
- Дарья Радченко. Трансформации, происходящих с фольклорно-мифологическими и ритуальными системами в эпохи социально-экономических потрясений и кризисов.
- Sung J. Y. et al. “My Roomba is Rambo”: intimate home appliances //UbiComp 2007: Ubiquitous Computing: 9th International Conference, UbiComp 2007, Innsbruck, Austria, September 16-19, 2007. Proceedings 9. – Springer Berlin Heidelberg, 2007. – С. 145-162.
Ссылки
По теме
- Наши будущие отношения с роботами будут похожи на наши отношения с одомашненными животными
- Проявление роботом эмоций определяется людьми как его способность мыслить
- Эксперимент по взаимодействию роботов-мусорщиков и людей
- Исследование привлекательности лиц роботов
- Почему на Западе опасаются роботов, а в Японии — нет?
- Роботов научили бояться детей
- Учиться жить с роботами